Страница 108 - ГДЗ Окружающий мир 4 класс. Плешаков, Крючкова. Учебник часть 1

Старая и новая редакции

Вернуться к содержанию учебника

105 106 107 108 109 110 111

Вопрос

Выберите год учебника

Стр. 108 учебника 2019-2022:

Водные богатства нашего края

Вспомни из 2 класса, как называются части реки. Какие моря, озёра, реки есть в России? Что ты уже знаешь о водных богатствах своего края?


Стр. 108 учебника 2011-2018:

Проверь себя

1. Какую роль играют леса в природе и жизни людей?

2. Объясни, почему лес называют защитником воздуха, водоёмов и почв.

3. Как правильно вести себя в лесу?

4. Дай краткую характеристику лесных зон по плану, приведённому в учебнике (с. 71).


Стр. 108 учебника 2023-2024:

Поверхность нашего края

Вспомни, что ты знаешь о равнинах и горах России, о поверхности своего края.

Ответ

Стр. 108 учебника 2019-2022:

Вспоминаем, как называются части реки. Какие моря, озёра, реки есть в России. Рассказываем, что уже знаем о водных богатствах своего края.

Части реки – это исток, русло, берега, устье.

Мы уже знаем, что территорию России омывают 12 морей трёх океанов: Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического. Чёрное, Балтийское и Азовское моря глубоко вдаются в сушу.

Большие реки России – это Волга, Днепр, Дон, Обь, Кубань, Енисей, Лена, Амур. Самое глубокое и чистое озеро России – это Байкал. Самое большое – Каспийское, затем Онежское и Ладожское.


Стр. 108 учебника 2011-2018:

1. Отвечаем, какую роль играют леса в природе и жизни людей.

Лес – это источник кислорода для всего живого. Для многих растений и животных лес является домом. Для людей – источник древесины, грибов, ягод, а также место для отдыха.

2. Объясняем, почему лес называют защитником воздуха, водоёмов и почв.

Защитник воздуха – это потому, что листья деревьев задерживают пыль, которая смывается дождями в почву.

Водоёмы и почву лес защищает своими корнями. Корни не позволяют почве размываться проливными дождями, вода постепенно впитывается в почву и питает водоёмы.

Лес защищает почву от выветривания.

3. Рассказываем, как правильно вести себя в лесу.

К лесу нужно относиться уважительно, следует понимать, что лес – это ещё и дом для многих животных. 

В лесу нельзя оставлять после себя мусор, топтать траву, ломать деревья, шуметь, включать громко музыку, разорять гнёзда и норы. Нельзя уносить домой из леса беззащитных маленьких детёнышей животных, разводить костёр ради просто так, без особой надобности..

4. Даём краткую характеристику лесных зон по плану, приведённому в учебнике.

Краткая характеристика тайги по плану

1. Название, изображение на карте.

Тайга – это самая большая природная зона нашей страны. Она протянулась широкой полосой с западной части России до гор Дальнего востока.

Отдельные участки зоны тайги располагаются на Дальнем Востоке и на полуострове Камчатка.

2. Особенности природы (условия неживой природы, живые существа, взаимосвязи в природе).

Условия неживой природы

В тайге холодная зима, но лето теплее, чем в тундре. В тайге тоже есть вечная мерзлота, но летом она оттаивает на бóльшую глубину, чем в тундре. Это позволяет расти деревьям с их мощными корнями.

Живые существа

Животные тайги: кедровка, сокол – дербник, летяга, белка, благородный олень, соболь, лось, бурый медведь, бурундук, рысь, заяц – беляк, рябчик, глухарь, полёвка.

Взаимосвязи в природе

Глубокое оттаивание почвы и отсутствие постоянных сильных ветров позволяет расти в тайге деревьям.

В тайге более тёплый климат, чем в тундре. Это благоприятствует бóльшему количеству и разнообразию животных и растений в тайге.

3. Использование природы данной зоны человеком.

Человек использует тайгу для охоты, как источник древесины. 

4. Экологические проблемы и охрана природы.

Экологические проблемы – браконьерство, вырубка леса, пожары. 

Для охраны природы создают заповедники, ведётся контроль за вырубкой леса, предупреждение и тушение пожаров.


Краткая характеристика смешанных и широколиственных лесов по плану

1. Название, изображение на карте.

Смешанные и широколиственные леса. 

В западной части страны, к югу территорию занимают смешанные леса, а затем широколиственные.

Смешанные леса простираются по территории Восточно – Европейской и Западно – Сибирской равнин. А широколиственные по Восточно – Европейской равнине до Уральских гор.

2. Особенности природы (условия неживой природы, живые существа, взаимосвязи в природе).

Условия неживой природы

В зонах смешанных и широколиственных лесов ещё более благоприятные условия для живых организмов, чем в тайге. Эти лесные зоны располагаются ближе к югу, поэтому растительный и животный мир здесь гораздо богаче.

Живые существа

В зонах смешанных и широколиственных лесов живут: жук – красотел, дровосек реликтовый, жук – олень, утка – мандаринка, филин, медведь, белка, волк, зубр, амурский тигр и многие другие животные.

Взаимосвязи в природе

Более тёплый климат, чем в тайге, почва, богатая питательными веществами способствуют росту и распространению большого разнообразия растений.

Много растений, значит много пищи для насекомых, жуков, для травоядных животных, затем для всеядных и для хищников.

В зонах смешанных и широколиственных лесов очень большое количество разнообразных цепей питания.

3. Использование природы данной зоны человеком.

Человек использует зоны смешанных и широколиственных лесов для отдыха, охоты, сбора грибов и ягод, как источник древесины. 

4. Экологические проблемы и охрана природы.

Экологические проблемы – браконьерство, вырубка леса, пожары. 

Для охраны природы создают заповедники, национальные парки, ведётся контроль за вырубкой леса, предупреждение и тушение пожаров.


Стр. 108 учебника 2023-2024:

Вспоминаем, что знаем о равнинах и горах России, о поверхности своего края.

О равнинах и горах России

По территории России пролегают крупнейшие равнины: Восточно – Европейская, Западно – Сибирская и Среднесибирское плоскогорье.

Знаменитые горы нашей страны: Уральские, Кавказские, Алтай, Саяны. 

О равнинах и горах Нижегородской области

Нижегородская область находится на Восточно-Европейской, или Русской равнине.

В нашей области гор нет. Но есть высокие холмы, которые называют горами: Дятловы, Фадеевы, Пермиловсике, Китежские, Моховые горы.

Вопрос

Выберите год учебника

Стр. 108 учебника 2019-2022:

1. С помощью карты края и краеведческой литературы составьте список рек, озёр и других водных объектов вашего края.

2. По своим наблюдениям, а также с помощью карты и краеведческой литературы составьте описание реки, озера, моря (в зависимости от того, что есть в вашем крае). В качестве ориентира можете использовать план описания реки, приведённый в учебнике. Если будете готовить описание другого природного объекта, составьте план самостоятельно.

План описания реки

1. Название.

2. Где находится исток.

3. Какое течение: быстрое или медленное.

4. Притоки.

5. Куда впадает река.

6. Как река изменяется в разные времена года.

7. Растения и животные реки.

8. Использование реки человеком.

9. Как люди влияют на реку.

10. Что люди делают для охраны реки.

3. Результаты работы обсудите в классе. Если потребуется, внесите поправки и дополнения в составленные вами список и описание.


Стр. 108 учебника 2011-2018:

Задания для домашней работы

1. В книге "Великан на поляне" прочитай рассказы "Свой мусор – всегда с собой", "Горит костёр", "Белый сказочный дворец". Проанализируй своё поведение в лесу. Чему могут научить тебя эти рассказы?

2. С помощью дополнительной литературы, Интернета подготовь сообщение об одном из лесных растений или животных, внесённых в Красную книгу.

3. С помощью Интернета соверши воображаемое путешествие в национальный парк "Лосиный остров". Какие программы и экологические проекты сотрудники национального парка предлагают детям?


Стр. 108 учебника 2023-2024:

 По своим наблюдениям, а также с помощью карты края и краеведческой литературы опиши основные формы земной поверхности в вашем крае. Не забудь, что равнины бывают плоскими и холмистыми, а горы разной высоты.

Ответ

Стр. 108 учебника 2019-2022:

1. С помощью карты края и краеведческой литературы составляем список рек, озёр и других водных объектов вашего края.

Реки: Волга, Ока, Ветлуга, Сура, Мокша, Пижма.

Озёра: Пырское, Большое Плотово.

Искусственные водохранилища: Горьковское и Чебоксарское.

2. Описание реки Волга

1. Название.

Река Волга.

2. Где находится исток.

Исток находится в Осташковском районе Тверской области.

3. Какое течение: быстрое или медленное.

Волга является равнинной рекой, поэтому течение в ней медленное.

4. Притоки.

Крупнейшие притоки Волги в Нижегородской области: Ока, Ветлуга, Сура.

5. Куда впадает река.

Волга впадает в Каспийское море.

6. Как река изменяется в разные времена года.

Летом река тёплая, в ней купаются люди. Зимой Волга покрыта толстым слоем льда и снега из – за низких температур.

7. Растения и животные реки.

Растения: осока, полынь, ряска малая, водяной орех, кувшинка белая.

Животные: лебеди, рябчик, глухарь, медведь, рысь, белка, судак, синец, лещ.

8. Использование реки человеком.

Судоходство, выработка энергии на ГЭС, рыболовство, запасы воды.

9. Как люди влияют на реку.

Истощают запасы реки, загрязняют.

10. Что люди делают для охраны реки.

Люди стараются ограничить загрязнения реки, очищают её от мусора.

3. Результаты работы обсуждаем в классе. Если потребуется, вносим поправки и дополнения в составленные нами список и описание.


Стр. 108 учебника 2011-2018:

1. В книге "Великан на поляне" читаем рассказы "Свой мусор – всегда с собой", "Горит костёр", "Белый сказочный дворец". Анализируем своё поведение в лесу. Рассуждаем, чему могут научить эти рассказы.

Я никогда и нигде не оставляю мусор, меня родители учили этому с маленького возраста.

Воспитанные люди никогда не станут оставлять после себя грязь и мусор.

Эти рассказы учат нас правильному поведению в лесу, бережному к нему отношению.

Ребята, которые провели соревнования, оставили после себя мусор и поранили деревья, поступили легкомысленно и безответственно. Если каждый будет так поступать, лес превратится в свалку.

Бумага пролежит в земле от 2 до 5 лет прежде, чем сгниёт. А что будет с пластиком, страшно подумать – около 200 лет!

2. С помощью дополнительной литературы, Интернета готовим сообщение об одном из лесных растений или животных, внесённых в Красную книгу.

Сообщение по окружающему миру на тему: "Утка – мандаринка"

1. Утка – мандаринка, описание.

Мандаринка – небольшая утка весом 400 г – 700 г. Длина крыла взрослых мандаринок бывает от 210 до 245 мм.

Наряд селезня мандаринки выделяется своим ярким окрасом оперения. У селезня на голове хохолок и самец более ярко раскрашен, чем самка. 

Клюв ярко – красный, лапы оранжевые с тёмными перепонками.

На каждом крыле селезня мандаринки имеется оранжевое перо, которое имеет форму опахала. Со стороны эти два пера напоминают форму седла.

Нижнее оперение селезня белое, зоб фиолетовый, а верхняя часть хвоста – тёмная.

На спинке, голове и шее очень яркие тона – оранжевый, красный, зеленый и синий. Все цвета имеют свои четко выраженные зоны.

Свое праздничное брачное оперение самец носит большую часть года.

Оперение самок намного скромнее, чем у селезней. Их окрас приспособлен для маскировки: спинка бурого цвета, голова – серого, низ – почти белый. Цветовые зоны сменяются плавно.

На голове у самок также имеется небольшой хохолок.

Клюв имеет темно – оливковый цвет, лапы светло – оранжевые, грязно–желтые или серые.

2. Места обитания, питание.

В России утки-мандаринки гнездятся в Хабаровском и Приморском краях, а также в Амурской и Сахалинской областях.

В зимний период с северных районов утки мигрируют на юг Китая или на Японские острова. 

Утка – мандаринка гнездится на высоких деревьях. Поэтому они выбирают таёжные водоёмы и реки, на берегах которых растут деревья. 

Питается утка мандаринка растительностью и живыми существами, проживающими в воде: мелкими лягушками, земноводными, небольшой рыбкой, улитками, насекомыми.

Утки – мандаринки любят желуди и семена, которые птица находит под деревьями.

3. Причины занесения птицы в Красную книгу.

Утка-мандаринка внесена в Красную книгу России как редкий вид. 

Всего в наши дни популяция мандаринок оценивается примерно в 25000 особей.

Охота на мандаринку запрещена.

4. Интересное об утке-мандаринке.

Своё название "мандаринка" птица получила благодаря необычайно яркой окраске оперения. В Китае мандаринами называли вельмож, всегда ярко и пышно одетых, отсюда и название.

Среди всех видов уток лишь мандаринки живут на деревьях, а не на суше или в прибрежных зарослях.

Летают эти птицы хорошо, но отдельного внимания заслуживает их манера взлетать. Они способны подняться в воздух практически вертикально как с воды, так и с земли

Во время линьки, которая у них проходит дважды в год, они теряют яркое оперение и становятся похожими на обыкновенных диких уток 

Срок жизни этих удивительных птиц достигает 10 – 12 лет.

Каждый год мандаринки строят новое гнездо, и никогда не используют дважды одно и то же место.

Мандаринки образуют пару на всю жизнь, являя собой настоящий образец верности.

3. С помощью Интернета совершаем воображаемое путешествие в национальный парк "Лосиный остров". Называем программы и экологические проекты, которые сотрудники национального парка предлагают детям.

Воображаемое путешествие в национальный парк "Лосиный остров".

Национальный парк "Лосиный остров" расположен на северо – востоке Москвы и Подмосковья. Это огромный лес с прудами и речками, имеющий древнюю историю. Территория парка составляет более 116 квадратных метров. Не хватит и нескольких недель, чтобы изучить всю его территорию. 

С 1406 года земли Лосиного острова служили охотничьими угодьями для русских царей и князей.

Мы начали своё путешествие по парку на велосипедах. Здесь множество широких и удобных троп, которые позволяют кататься по лесу без помех. 

На территории парка мы встретили множество редких растений, пятнистого оленя и лосей. Довелось кормить с рук белок. В парке их видимо – невидимо. Белки не боятся людей, берут из рук орешки и семечки.

Затем мы поехали на одну из детских площадок. Там так здорово, много деревянных фигур зверей из любимых детских сказок.

Во время прогулки на велосипедах мы уже видели вырезанные из дерева фигурки медвежонка и зайчика. Они встречались нам вдоль дорожек, некоторые выглядывали из – под кустов. 

В северной части парка есть конный клуб, где можно взять напрокат лошадь. Мы полюбовались лошадьми, но кататься не стали, а пошли в Музей русского быта.

Экспозиции музея составляют предметы народного обихода XIX – XX веков. Особенно запомнилась показательная растопка настоящей русской печи.

Национальный парк "Лосиный остров" влюбил нас в себя. В нём столько ещё интересного и красивого, обязательно посетим Лосиный остров ещё ни один раз!


Стр. 108 учебника 2023-2024:

 По своим наблюдениям, а также с помощью карты края и краеведческой литературы описываем основные формы земной поверхности в нашем крае. Не забываем, что равнины бывают плоскими и холмистыми, а горы разной высоты.

Территория Нижегородской области занимает часть Восточно – Европейской, или Русской, равнины, которая местами имеет много холмов. 

Река Волга делит область на две части – Левобережье (Заволжье) и Правобережье, которые сильно отличаются друг от друга.

Заволжье представляет собой равнину, являющуюся частью Волжско – Окской низины. 

Правобережье Оки и Волги представляет собой волнистую равнину, образованную Алатырским валом. Этот вал является крайним северным выступом Приволжской возвышенности. Высота местности здесь достигает до 180 – 250 метров над уровнем моря. Приволжская возвышенность к Оке и Волге круто обрывается, образовывая горы – Стародубье, Перемиловские, Дятловы, Фаддеевы. 

Вернуться к содержанию учебника