Вернуться к содержанию учебника
Жизнь леса
Вспомни, какие лесные зоны есть в России. Есть ли в вашем крае леса? Вспомни свои наблюдения в лесу. Что показалось тебе особенно интересным?
Вспоминаем, какие лесные зоны есть в России. Рассказываем, есть ли в нашем крае леса. Вспоминаем свои наблюдения в лесу. Рассказываем, что показалось особенно интересным.
Лесные зоны России – тайга, смешанные леса, широколиственные леса.
Более половины Нижегородской области занято лесами. В Заволжской, северной и западной частях области произрастают хвойные леса. В южной – смешанные и широколиственные.
Мы с родителями бываем в лесу во время отдыха или сбора ягод и грибов. В лесу растут различные деревья и кустарники: липа, ясень, клён, дуб, вяз, земляника. брусника.
Интересным для меня было то, что мы видели настоящую лису. Я думал(а), что лиса – крупный зверёк. А оказалось, что она не такая уж и большая. Лисичка неожиданно выскочила к нам на тропинку, остановилась и молниеносно скрылась в кустах.
Вообще в лесу мне очень нравится. Там необычный воздух, дышится легко. Слышно шуршание мышек под листвой, пение птиц и жужжание насекомых. Это так здорово!
1. Рассмотрите в гербарии растения смешанного леса. Определите их с помощью атласа – определителя.
2. По рисунку учебника (с. 124 – 125) познакомьтесь с разнообразием живых организмов леса. Назовите их, закрыв подписи полоской бумаги, а потом проверьте себя.
3. С помощью этого рисунка расскажите об экологических связях в смешанном лесу.
4. Что же такое лес? Попробуйте дать определение. Проверьте себя по тексту учебника.
1. Рассматриваем в гербарии растения смешанного леса. Определяем их с помощью атласа – определителя.
Ель обыкновенная. У ели хвоинки короткие, расположены на веточках поодиночке.
Ясень. Лист ясеня состоит из множества удлинённых листочков, плоды в виде густых метёлок. Каждый плод имеет одно крылышко, вытянутое в виде язычка.
Дуб мы узнаём по его всем знакомым листьям и желудям.
Черника. У черники стебель ребристый, листочки овальные с острым кончиком, чёрные круглые ягоды растут по одной.
Брусника. У брусники округлый стебель, овальные листочки, расположены на стебле по одному, красные круглые ягоды собраны в пучок, цветки в форме колокольчиков бело-розового цвета.
2. По рисунку учебника (с. 124 – 125) знакомимся с разнообразием живых организмов леса. Называем их:
1. Ель 2. Осина 3. Сосна
4. Белка 5. Дятел
6. Иволга 7. Дуб
8. Шелкопряд 9. Короед
10. Дрозд
11. Кабан
12. Бересклет 13. Подосиновик
14. Полёвка 15. Животные почвы
16. Лесная мышь
17. Дождевой червь
18. Ласка
3. С помощью этого рисунка рассказываем об экологических связях в смешанном лесу.
По рисунку мы видим, что в почве обитают дождевые черви и микроорганизмы. Они разлагают различные останки жизнедеятельности леса и превращают их в минеральные соли, которые необходимы для роста растений.
Растениями в лесу питаются мыши, белки, бабочки, кабаны, жуки, птицы.
Дятлы, иволги и дрозды питаются насекомыми.
Хищное млекопитающее ласка охотится на полёвок и лесных мышей.
4. Отвечаем, что же такое лес.
Лес – это не только деревья. Это травы, кустарники, цветы, животные, грибы, почва, солнце, воздух, вода. Это сложное единство живой и неживой природы.
Вернуться к содержанию учебника